Свято-Вознесенский женский монастырь
Барколабовский Свято-Вознесенский женский монастырь находится в 1,5 км. от старинного села Барколабово (известного с 1564г.), в 12км. от г. Быхова и 38 км. от г. Могилева. Монастырь расположен в междуречье старого русла Днепра и реки Лахвы на песчаном островке. Свое существование начал монастырь с середины XVII века. 24 июля 1641г. белорусский магнат Богдан Вильгельмович Стеткевич дарит землю для устроения монастыря, а также средства для начала строительства и существования монастыря. Богдан Вильгельмович Стеткевич заявляет, что он еще с покойною женою своею Еленой Богдановной, урожденной княгиней Саломерецкой, по обоюдному расположению к устроению церквей и основанию монастырей в своих владениях, намерен был и в поместьях Барколабовских воздвигнуть во славу Божию «монастырь поненский черницкий». Но этому благому намерению помешала скорая смерть Елены Богдановны. После смерти жены Богдан Стеткевич жертвует на устроение монастыря урочище Борок возле села Барколабова, над рекою Днепром, одаряет будущий монастырь землями, мельницей, правом ловли рыбы в Ректе и Днепре вплоть до границ Быховских. Весь этот щедрый дар Стеткевич записывает «на вечные часы, непорушно и неотзывно» для основания общежительного девичьего монастыря в урочище Борок, под властью патриарха Константинопольского. В то время Беларусь была в составе Речи Посполитой и православные этой страны относились к Константинопольской патриархии.
Устроение монастыря и надзор за ним поручались Иоилю Труцевичу, игумену Кутеинского женского монастыря в г. Орша. Из сестер Кутеинского женского монастыря выбиралась игуменья для Барколабовского монастыря. Ей оказалась монахиня Фотиния. Первые насельницы вновь созданной Барколабовской обители были также кутеинскими. Оба монастыря должны были жить согласно, помогая друг другу и делиться всем нужным.
Если бы случилось, что игумены Кутеинские отступили от православной веры и впали в унию, то они уже потеряли бы всю власть над монастырем Барколабовским. В таком случае сама игуменья с сестрами будет управлять и распоряжаться обителью. Защита монастыря и попечение о нем возлагались Стеткевичем на сына его Михаила, дочерей, родственников и всех обитателей повета Оршанского, в православии пребывающих. Пользуясь предоставленными монастырю владениями и правами, инокини обязывались всегда молиться за его основателя, его жену, его детей и родственников.
Дарственная сия была написана на имя Иоиля Труцевича, игуменьи Фотинии Киркоровны с сестрами и была подписана 7 июля 1641г.
Главной заботой игумена Иоиля и матушки Фотинии было построение храма. Фундуш (дарственная грамота) был дан 7 июля, в день рождения пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, поэтому решили первый храм построить в честь Иоанна Крестителя. Вскоре в монастыре был воздвигнут небольшой каменный Предтеченский храм с приделом Святителя Николая. А в 1648 году на средства Богдана Стеткевича был построен и другой, деревянный, храм в честь Вознесения Господня. Конечно же, в монастыре появились кельи, хозяйственные постройки и все было обнесено деревянной стеной.
На18-м году своего существования монастырю была явлена великая Божия милость – чудотворная икона Божией Матери. Описание этого чуда было написано в XIX веке на дощечке, которая висела возле иконы.
В 1659г. (во время правления польского короля Иоанна Казимира) русский князь Симеон Пожарский, младший сын Дмитрия Пожарского, возвращался после битвы с польско-литовскими войсками. В обозе Симеон тайно вез икону Божией Матери. Когда войска проезжали мимо монастыря, и когда повозка с иконой подъехала к святым вратам, то никакими силами икону нельзя было сдвинуть с места. «Трудяся же князь, хотя конскою силою и младыми отроки двигнути и ничтоже успе и бысть икона недвижима». Видя это, князь идет в монастырь к игумении Фотинии Киркоровне и говорит: «Возьми икону Пресвятыя Богородицы, ибо хощет Мати Божия зде пребывати». Тогда игуменья с сестрами с великим благоговением взяли икону и до утра оставили ее посреди храма, размышляя, где бы ее поставить. Придя утром в храм, матушка и сестры обнаружили, что икона стоит с правой стороны от алтаря, где она стоит и теперь.
Празднование иконе совершается 24 июля в день святой великомученицы Евфимии Всехвальной и святой равноапостольной княгини Ольги – в этот день икона прибыла в монастырь Барколабовский. Каждый год при большом стечении народа торжественно празднуется день памяти этого чудотворного образа: бывает архиерейское богослужение, множество цветов, множество благодарных и радостных лиц и сердец – не престает Пресвятая Богородица источать чудеса…
Чудотворная икона Божией Матери написана на цельной доске. Дева Мария держит Богомладенца на левой руке, правая же покоится на Ее груди. Спаситель правой рукой благословляет, а левой рукой держит свиток. Лик Божией Матери выражает скорбь. Живопись образа строгая и возвышенная. В дореволюционное время икону украшала сребропозолоченная риза, вся усыпанная жемчугом и драгоценными камнями. На ризе имеются 4 звезды с дорогими камнями. В одной из них, у стопы Спасителя, хранятся частицы мощей святых преподобных Евфросинии Полоцкой и Лонгина вратаря. В обоих монастырских храмах для иконы были устроены золоченые киоты. В Иоанно-Предтеченской церкви икона устанавливалась зимой, а в Вознесенской – летом.
Барколабовская икона, как в прежние времена, так и теперь, весьма почитаема. В сердцах многих людей хранится благодарность Божией Матери за исцеление болезней, за рожденных в родительском неплодстве деток (таких случаев особенно много). Мать и дочь одновременно избавились от трудноизлечимой болезни псориаза.
Из глубины веков дошли до нас два поразительных чуда, которые явила Божия Матерь через свой образ Барколабовский.
Во время Великой Северной войны (в начале XVIIIв.) один шведский военачальник остановился со своим обозом в монастыре и потребовал фуража для лошадей. Инокини выдали, что имели. На другой день, когда насельницы монастыря вознесли усердные молитвы перед чудотворным образом об избавлении от непрошеных гостей, все шведские лошадки издохли. Это так поразило военачальника, что он принял православие.
Совершила чудо Божия Матерь и в 1812г. Французы, заняв монастырь, захотели поджечь церковь и уже со всех сторон обложили ее хворостом. В это время несколько солдат были внутри церкви и начали ее грабить. Один из воинов подошел к чудотворному образу и протянул руку, чтобы сорвать драгоценную повязку, но невидимой Божественной силой был отброшен далеко в сторону. В страхе французы покинули церковь, и все войска вывели из монастыря.
Течет людской ручеек к чудной иконе – кто поблагодарить, кто попросить милостивую Небесную Царицу о помощи, проливая слезы мольбы и слезы благодарности.
Хотя Барколабовский монастырь расположен в пределах Могилевской епархии, однако со времен своего основания и до 1773г. он принадлежал к Киевской митрополичьей епархии и назывался заграничным монастырем. Эта зависимость Барколабовского монастыря от Киева произошла следующим образом. Константинопольские патриархи, от которых в иерархической зависимости была западнорусская церковь в XVI – XVII вв., имели обыкновение, по просьбе основателей монастырей, давать некоторым обителям право ставропигии. Такие монастыри освобождались от подчинения епархиальному архиерею и зависели непосредственно от вселенского патриарха. Но по отдаленности Западной Руси от Константинополя, права на ставропигиальные монастыри передавались епархиальным епископам, за исключением только назначения и утверждения монастырских настоятелей. Со времени Петра Могилы (1633-1646гг.), получившего звание патриаршего экзарха в западнорусской церкви, ставропигиальные монастыри постепенно подчинены были Киевским митрополитам. А так как Киев в 1686г. перешел к России по вечному миру между ею и Польшею, то монастыри, оставшиеся в пределах Литовско-Польского государства, по отношению к Киеву оказались за границей, почему и получили название заграничных монастырей Киевской епархии. К разряду таких монастырей принадлежал и Барколабовский. Иногда управление заграничными монастырями переходило к Могилевскому епископу, но не полностью, например, к преосвященнейшему Георгию Конисскому. Быть может, неопределенное положение заграничных монастырей продолжалось бы много лет, но в 1772г. произошел первый раздел Польши, и Белоруссия была присоединена к России. Согласно Высочайшему повелению от 11 декабря этого же года последовал указ Святейшего Синода, которым Барколабовский монастырь с другими заграничными белорусскими монастырями, окончательно был передан в управление Могилевского епископа.
До 1835г. Барколабовский монастырь был самостоятельным, но в этом же году он был приписан к Буйничскому монастырю, обращенному из мужского в женский.
Это произошло при следующих обстоятельствах. В 1833г. Могилевский епископ Гавриил захотел открыть приют для сирот и бедных девиц местного духовенства. Преосвященнейший Гавриил предполагал открыть приют в Буйничском мужском монастыре, а сам монастырь закрыть. Но святой Синод нашел более удобным открыть приют при каком-нибудь женском монастыре епархии или превратить для этого Буйничский монастырь в женский. Между тем новое направление реки Днепр на самый центр Барколабовского монастыря угрожало ему совершенным разрушением, предотвратить которое монастырь своими средствами не мог. Предстояло монастырь перенести в другое место или закрыть его. Тогда Преосвященнейший Гавриил решил закрыть Буйничский мужской монастырь, перевести сюда Барколабовский и учредить здесь приют. Барколабовский монастырь не закрылся, а сделался приписным к Буйничскому. В Барколабовском монастыре остались казначея и несколько монахинь. Оставалось ждать, какое направление примет Днепр.
Днепр долгое время не давал покоя Барколабовскому монастырю, но монахини приняли все усилия к сохранению своего монастыря. В 1843г. было сделано укрепление берега, а весной 1844г. все было размыто водой, только в 1847г. удалось укротить Днепр, изменив русло реки. Сила Днепра вынудила власти дать благословение на переезд основной массы сестер в Буйничский монастырь, который из мужского был преобразован в женский. Это произошло в 1835г. С этого времени ставропигиальный, первоклассный монастырь становится «заштатным», приписным к Буйничскому и постепенно приходит в запустение. Но благодаря владельцам соседнего имения «Сорочино» А. Н. Радкевичу, его жене и двум сыновьям в 1901 году монастырь приобрел самостоятельность, и стал быстро возрастать духовно и материально. Барколабовский монастырь вел всегда в своих владениях широкое хозяйство. Оно состояло в обработке полей, лугов, огородничестве, имелись небольшой пчельник и мельницуа на речке Ректе. Вообще хозяйство монастырское велось толково и аккуратно.
Жизнь иноческая насельниц монастыря, прибывших из женского Кутеинского монастыря, проходила на должной высоте. Сияли благочестием инокини барколабовские. Само число инокинь было велико, более 100 сестёр. Но с течением времени монастырь оскудевал в числе монашествующих, особенно с XVIII столетия. В 1766г. в монастыре были игумения и 31 монахиня. Несмотря на относительную малочисленность сестёр в предреволюционное время, при монастыре существовал приют для девочек, где они получали образование и духовное воспитание, навыки рукоделия, а также готовились к семейной жизни, приучаясь к труду, аккуратности. Выходящим замуж давали приданое.
В 1924 году монастырь закрыла богоборческая власть.
Возрождение монастыря началось с 2008года, когда из Успенского женского монастыря г. Орши прибыли схиигумения Антония (Полуянова) и с нею восемь сестёр. Благословение на возрождение монастыря матушка Антония получила от о. Николая (Гурьянова). Уже в 2010 году Преосвященный Серафим, епископ Бобруйский и Быховский, освятил храм в честь Рождества Иоанна Предтечи, а в день празднования Барколабовской иконы чудотворный образ был перенесён из храма Живоначальной Троицы г. Быхова, где он хранился с 1953г, в Барколабово. Божия Матерь вернулась в Свои владения, на то место, которое Сама избрала.
В настоящее время храм радует своим великолепием и архитектурой, и особенно настенными росписями, которые выполнены в Византийском стиле талантливым иконописцем Антонием Бельским. В скуфье барабана – композиция «Престол уготованный», изображающая Силы Небесные: херувимов и архангелов. С алтарной аспиды распростёрла свои объятия икона Божией Матери «Знамение» Новгородская. Южная стена храма вещает величие Божией Матери: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь». И ангельский собор, и человеческий род предстоят ей. На сводах храма ростовые изображения русских и белорусских святых. На западной стене и на клиросе – изображения Страшного Суда. За роспись этого храма Антон Бельский получил Государственную премию Президента Беларуси.
Сейчас в обители 15 сестер во главе с игуменьей Ангелиной. Строительница монастыря схиигумения Антония на покое, несёт молитвенный подвиг и днём и ночью. Матушка Антония пользуется уважением настоятельницы и сестёр. 7 декабря 2018г. в обители праздновали восьмидесятипятилетний юбилей матушки Антонии. Восстановленная обитель готова принять в свою духовную семью, желающих потрудиться на ниве Божьей в иноческом чине.