Введенский женский монастырь

472

Введенский женский монастырь

Основан в 1991 году архимандритом Амвросием (Юрасовым).
Церковь в честь Введения Богородицы — памятник архитектуры начала XX века. Построена по проекту архитектора П.Бегена. В этом храме в 1918 году служил Патриарх Тихон. Долгие годы в храме располагался государственный архив, в Никольском приделе был устроен туалет, установлены перекрытия, сняты кресты. Чтобы вернуть храм верующим, 16 дней продолжалась голодовка 4 женщин — членов православной общины Введенского храма. Благодаря им в 1990 году храм был передан Русской Православной Церкви. 27 апреля 1991 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II подписал указ об учреждении Свято-Введенского женского монастыря.
Основатель и духовник монастыря: архимандрит Амвросий (Юрасов). Игумения Мария (Перепеча).
В Введенском храме монастыря покоятся мощи новомучеников Российских — свщмч. Владимира (Лежневского) и блж. Алексия (Елнатского), частицы 168 святых, ряса св.прав. Иоанна Кронштадтского.
Монастырь занимается социальным и миссионерским служением. Архимандрит Амвросий (Юрасов) — духовник православной радиостанции «Радонеж». Сестры монастыря участвуют в работе Тюремной миссии, трудятся в Епархиальной Комиссии по канонизации святых, в социальном отделе.  В монастыре работает Православный Телефон доверия. Монахини поддерживают инвалидов, малоимущих, бездомных, безнадзорных детей, детей-сирот, осужденных, проводят благотворительные обеды.

Свято-Введенский храм в центре Иванова, известный в Иванове как «Красная церковь», был построен на средства горожан в начале ХХ века (архитектор П. Беген). Он имел три престола: Введения Пресвятой Богородицы во храм, свт. Николая Чудотворца и вмч. Феодора Тирона.

Введенский храм постигла та же участь, что и другие церкви Иваново-Вознесенска. 22 октября 1935 г. власти передали храм обновленцам, и народ перестал его посещать. Ссылаясь на это обстоятельство, городские власти в 1938 г. его закрыли. Убранство храма и иконы были разграблены, а в опустевшем здании расположился Областной Государственный архив.

Во время войны в 1942 г. была сделана первая попытка открыть храм. Верующие собирали подписи, писали многочисленные прошения. Но власти посчитали, что «к открытию церкви нет никаких оснований»…
В 1988 г. по благословению о. Амвросия (Юрасова) была собрана двадцатка верующих — первое условие, при котором в те времена мог открыться храм. 23 ноября из Совета по делам религий при Совете Министров СССР был получен документ о регистрации общины. 

Зимой 1989 г. беспрерывно писали в облисполком просьбы о передаче храма. Церковный совет собрал три тысячи подписей за его открытие. Владыка Амвросий направил на имя председателя облисполкома В. Тихомирова письмо (так и оставшееся без ответа), где выражал ту же просьбу. 17 марта подали заявление о проведении в ограде красной церкви митинга. Горисполком отказал…

21 марта три женщины из церковной общины — Лариса Холина, Валерия Савченко, Маргарита Пиленкова — собрались у кинотеатра «Современник». Затем к ним присоединилась Галина Ящуковская. У стены, где они расположились, висел плакат: «Мы не едим и не пьем до открытия Красного храма и готовы умереть на родине первых Советов».

Так просидели они сутки. Было очень холодно. Их постоянно окружала толпа: кто расспрашивал, кто ругался, даже плевали. На следующий день подъехал автобус милиции, и женщин насильно перевезли в ограду Введенского храма. Там на ступеньках храма они провели 10 суток. Власти были настроены враждебно. Через газеты пытались обвинить о. Амвросия в происходящем. По городу устраивали санкционированные манифестации против верующих с лозунгами: «Прекратите голодовку!» Но были и сочувствующие. 

С каждым днем у ограды храма прибавлялся народ — сотни, тысячи. Стали собирать подписи за открытие храма. О голодающих уже знали в Москве и за границей. В центральной печати в их защиту появились статьи. По радио передавали информацию о голодовке за Введенскую церковь в Иванове. Сбывалось предсказание одного из новых святых нашего края архимандрита Леонтия Михайловского, который 25 лет провел в лагерях и тюрьмах: «Храм отдадут, придет время. Но только о нем надо будет кричать на весь мир.»

На 12 день, т.е. 1 апреля в 4 часа утра женщин насильно посадили в машины «Скорой помощи» и перевезли в областную больницу. 5 апреля в больницу пришел секретарь облисполкома Л. Дубов и четыре часа убеждал прекратить голодовку. Только после того как Дубов пообещал, что исполком в течение месяца рассмотрит вопрос о Введенском храме, женщины объявили о прекращении голодовки: «…Мы принимаем решение выходить из голода, восстанавливать свои силы, чтобы вновь продолжать борьбу за Введенскую церковь.» Борьба продолжалась еще год, и только в Страстной Четверг 1990 г. Ларисе Васильевне Холиной передали ключи от храма.

Первую службу в Пасхальную ночь о. Амвросий совершил на паперти храма под звездным небом.

Храм был в жалком виде: стены в огромных дырах — следы от вбитых бревен, храм весь израненный, как после артобстрела, окна выбиты, крыша течет… Но главным было — начать службу Богу, начать проповедь, потому что за 70 лет безбожной власти народ изголодался и жаждал духовной пищи — Слова Божия.

Первое время проповеди говорили и в начале службы, и в конце. По воскресным дням вечером всем народом нараспев пели Акафист Божией Матери, а потом священники выходили на амвон, им письменно и устно задавали вопросы о вере и о спасении души, на которые они давали ответы.

Вскоре при храме образовалась небольшая община, в основном из певчих: из нее и возникла на месте прежнего партийного архива женская обитель. Подали прошение архиепископу Амвросию, он — Святейшему Патриарху с просьбой благословить при храме женский монастырь. 27 марта (н.с.) 1991 года по благословению Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II начал свою жизнь Ивановский Свято-Введенский женский монастырь.

Монастырю было чуть более полугода, когда Владыка — архиепископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский Амвросий — совершил первый рясофорный постриг.

Cегодня в монастыре (вместе с подворьями)  около 170 сестер. 

Со дня возвращения храма насельницы, прихожане и благотворители отреставрировали Введенскую церковь; рядом с храмом возведено несколько двухэтажных зданий, колокольня со звоницей, создан единый архитектурный ансамбль.  

У монастыря есть несколько подворий.

В июне 1991 года образовалось первое подворье — Преображенское, в бывшем селе Доронино. Отреставрирована полуразрушенная церковь; служба в ней идет ежедневно со дня престольного праздника — Преображения Господня 1994 года. 2 января 2001 года в зимней части храма освятили престол в честь Донской иконы Пресвятой Богородицы и священномученика Евфимия Тихонравова, который служил в этом храме.

На Преображенском подворье расположены земельные угодья монастыря. Здесь сестры выращивают овощи, заготавливают на зиму грибы и ягоды, посадили фруктовый сад. Здесь же — главный скотный двор монастыря: коровы, куры. 

Возрождается некогда заброшенное село Доронино. Трехэтажное кирпичное здание, полтора десятка жилых деревянных домиков, овощехранилище, хозяйственные постройки, — все это возведено в последнее время.  

Покровское подворье в д. Златоуст Лежневского района было создано в марте 1993 г., в старинной графской усадьбе. Здание усадьбы было восстановленo в течение года. Богослужения в домовой церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы начались в 1995 году на Рождество Христово.

На Покровском подворье пострен трехэтажный келейный корпус, выполнена газификация подворья; здесь же находится монастырское кладбище, на котором похоронены священнослужители и сестры обители — более 30 человек. Сестры подворья помогают детям-сиротам из школы-интерната п. Чернцы Лежневского района. 

Еще одно подворье расположено на землях бывшей оленеводческой фермы в лесной зоне д. Ступкино Лежневского района. Названо оно Сергиевой Пустынью в честь преп. Сергия Радонежского.
Здесь находятся монастырский сад, пасека и рыбный пруд. На этом подворье имеют право проживать священнослужители и алтарники.

+375 (44) 581-94-70